Древнегреческая цивилизация


Картинки по запросу греческая искусство акрополь

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.) и эллинистический (IV – I вв. до н.э.) Древнегреческая цивилизация возникла на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Балканский полуостров в основном представлен гористой местностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло)), но только в двух долинах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее, прежде всего на Эвбее. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но, прежде всего керамику. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря нему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.

Литература
В  классическую  эпоху  греческая  литература  переживает  расцвет.  Последний  и самый  выдающийся  певец  греческой  аристократии  Пиндар  слагал  торжественные  оды  в  честь  победителей  на  всеэллинских  спортивных  состязаниях — Олимпийских, Пифийских (в Дельфах)  и  др.  Пиндар  не  описывает  самих  состязаний.  Победа  интересует  его  как  возможность  для  прославления  доблести  в  лице  победителя. Доблесть  не  есть  личное  качество  победителя,  она  передается  по  наследству  в  знатных  родах  в  силу  их  божественного  происхождения. 
С  начала  VI  века  уже  наблюдается  начало  упадка  литературы.  Большое развитие  в  этот  период  получают  те  литературные  жанры,  которые  непосредственно отвечали  на  вопросы,  выдвигаемые  частным  и  общественным  бытом:  продолжает развиваться  красноречие  и  создается  философский  диалог. 
V век  до  н. э. — время  расцвета  драматического  искусства.  Важнейшими драматическими  жанрами  были  трагедия,  сюжетами  которой  служили  мифы  о  богах  и  героях,  и   комедия,  чаще  всего  политическая.  Наиболее  острым  в  политическом отношении  жанром  являлась  аттическая  комедия,  которая  по  происхождению  и  по социальным  симпатиям  была  наиболее  близка  крестьянству.  Крупнейший представитель  этой  комедии — Аристофан,  расцвет  творчества  которого  падает  на  годы  Пелопоннесской  войны.  Особенностью  всех  древних  драм  был  хор,  который пением  и  танцами  сопровождал  все  действие.  Эсхил  ввел  двух  актеров  вместо  одного,  уменьшив  партии  хора  и,  сосредоточив  основное   внимание  на  диалоге, сделал  решительный  шаг  для  превращения  трагедии  из  мимической  хоровой  лирики  в  подлинную  драму.  Женские  роли  исполнялись  мужчинами. 
Древнегреческий  театр,  особенно  афинский,  был  тесно  связан  с  жизнью полиса,  будучи по  существу  вторым  народным  собранием,  где  обсуждались  самые животрепещущие  вопросы.  Сходство  с  народным  собранием  усиливалось  благодаря тому,  что  театральные  представления  давались  по  праздникам. 


Архитектура
 Архаическая  эпоха — время  становления  греческой  архитектуры. Жилища  того времени  просты  и  примитивны,  все  силы  общества  обращены  на  монументальные сооружения,  прежде  всего  храмы.  Среди  них  первенствовали  храмы  богов — покровителей  общины.  Характерная  особенность  греческой  архитектуры — применение  ордеров,  т.е.  особой  системы  построения,  которая  подчеркивает архитектонику  здания,  придает  выразительность  несущим  и  несомым  элементам конструкции,  выявляя  их  функцию.  Ордерное  здание  обычно  имеет  ступенчатое основание,  на  него  ставился  ряд  несущих  вертикальных  опор — колонн, поддерживавших  несомые  части — антаблемент,  который  отражал  конструкцию балочного  перекрытия  и  крыши.  Храм  как  институт  способствовал  развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм,  ему жертвовали  часть  добычи,  захваченной  у  врагов,  оружие,  подношения  по  случаю избавления  от  опасности  и  т.д.  Значительную  часть  таких  даров  составляли произведения  искусства. 
В  классическую  эпоху  в  греческом  градостроительстве  хорошо прослеживаются  новые  тенденции.  Большинство  греческих  городов  сохраняло традиционную  хаотическую  систему  застройки  с  узкими  кривыми  улицами, отсутствием  удобств.  Однако  родившаяся  в  эпоху  греческой  колонизации  регулярная система  планировки  начинает  оказывать  влияние  на  градостроительную  теорию  и практику.  Основным  типом  общественного  здания  по-прежнему  оставался  храм.  В  первой  половине  V  в.  до  н.э.  были  созданы  наиболее  значительные  произведения дорийского  зодчества:  величественные  храмы  в  г. Посейдонии  в  Южной  Италии  и  храм  Зевса  в  Олимпии.  Последний  считался  самым  замечательным  среди  всех эллинских  святилищ.  Особое  место  в  истории  древнегреческого  зодчества  занимает комплекс  сооружений  на  афинском  акрополе.  Разрушенный  персами  в  480 г.  до н.э., он  заново  отстраивался  в  течение  всего  V  в.  до н.э.  Ансамбль  Акрополя  считается вершиной   древнегреческой  архитектуры. 

Скульптура
Скульптура  и  живопись  Греции  в  V  в.  до н.э.  развивали  традиции предшествующего  времени.  Основными  оставались  изображения  богов  и  героев — покровителей  полиса  и  “идеальных”  граждан.  В  архаическую  эпоху  возникает монументальная  скульптура — вид  искусства,  ранее  неизвестный  Греции.  Древнейшие скульптуры  представляли  собой  изображения,   грубо  вырезанные  из  дерева,  часто инкрустированные  слоновой  костью  и  покрытые  листами  бронзы.  Монументальная греческая  живопись  известна  намного  хуже,   чем  вазопись.  В  греческой  вазописи     V в.  до  н.э.  преобладает  краснофигурный  стиль.  Очертания   фигур  обводились  черным  лаком,  после  чего  лаком   закрашивали  весь  фон,  а  фигуры  сохраняли естественный  цвет  глины. 

Письменность и язык
Величайшим  достижением  греческой  культуры стало создание  алфавитного  письма.  Преобразовав  финикийскую  слоговую  систему,  греки создали  простой  способ  фиксации  информации.  Для  того  чтобы  научиться  писать  и считать,  теперь  не  нужны  были  годы  упорного  труда,  произошла  “демократизация” системы  обучения,  позволившая   постепенно  сделать  практически  всех  свободных жителей  Греции  грамотными.


Комментарии