Олимпия – местность, находившаяся на Пелопоннесе, в древней Писатиде, одной из частей области Элиды. Полагают, что неподалеку от неё некогда стоял город Писа, но сомнительно, действительно ли он вообще когда-нибудь существовал. Олимпия, которую многие по ошибке представляют себе городом, была не городом, а местностью, на которой происходили игры, называвшиеся именем этой местности, где был построен храм Зевса. При Олимпийском храме были построены жилища для жрецов, для прислуги храма, кладовые для его имущества, были устроены нужные для игр приспособления и здания, были и жилища для учителей, под руководством которых юноши, готовившиеся к играм, занимались тут гимнастикой.
Местоположение древней Олимпии ясно определяется топографическими границами, проведенными самой природой. Северную границу её образует Олимпийский хребет, лесистые склоны которого доходят до самого берега Алфея. В равнину выступает холм, почти вовсе отделенный низменностью от хребта; спуск его крут, вершина покрыта рощей высоких пиний. Это – гора Кронион, естественная цитадель Олимпии. Западную границу образует светлая речка, древний Кладей «страж западной границы святого места», как называет его греческая поэзия. На западном берегу его поднимается гряда холмов, предел горизонта в западном направлении от равнины. На юге течет светлый Алфей, «смывающий и уносящий всякую нечисть».
Середину святой местности Олимпии занимала священная роща храма, называвшаяся Альтидой. Предание говорило, что Геракл измерил шагами окружность места для этой рощи, и сам насадил оливы её. Кроме олив, были в ней и яворы, пальмы, тополи. В ней стояло множество изваяний и других вещей, пожертвованных Зевсу; в ней ставили статуи, изображавшие победителей на играх. В ограду её вели маленькие входы с разных сторон; главный вход был с южной стороны; для торжественных процессий служил исключительно он. Все святыни древней Олимпии были сосредоточены в ограде этой рощи. Неподалеку от главного входа, направо от него, росла священная олива; она была та, которую первою посадил Геракл. С ней срезались ветви для венков победителей на играх; срезал эти ветви мальчик золотым ножом. – В юго-восточной части Альтиды стоял храм Зевса Олимпийского; ко входу в рощу был обращен западный фасад.
План древней Олимпии. Цифрами обозначены: 1. Северо-восточный пропилон (вход) 2. Пританион 3. Филипейон 4. Храм Геры 5. Пелопион 6. Нимфей 7. Метроон 8. Zanes 9. Крипт 10. Стадион 11. Портик Эхо 12. Здание царя Птолемея II и Арсинои 13. Портик Гестии 14. Эллинистическое строение 15. Храм Зевса 16. Алтарь Зевса 17. Ex-voto of Achaeans 18. Ex-voto of Mikythos 19. Ника Пэония 20. Гимнасий 21. Палестра 22. Теоколеон. Римскими цифрами обозначены сокровищницы городов: I. Сикион II. Сиракузы III. Эпидавр IV. Византий V. Сибарис VI. Кирена VII. Неизвестно VIII. Алтарь? IX. Селинунт X. Метапонт XI. Мегара XII. Гела
Олимпийский храм Зевса
Древние предания об Олимпии говорили, что еще во времена пеласгов тут был оракул, чьи ответы выходили из-под земли сквозь расселину; оракул этот был создан Зевсом, пробившим расселину своею молнией. Храм Зевса существовал в Олимпии с очень давних времен. Когда элидяне овладели Писой, то начали строить новый храм. Но только через пятьдесят олимпиад, когда уже был построен в Афинах Парфенон, превзошедший великолепием все прежние храмы, храм Зевса Олимпийского был построен в том виде, в каком описан он у Павзания. Элидяне пригласили художников из Афин; постройку храма вел сам Фидий; он сделал и поставленную в нем знаменитую статую Зевса.
Стены Олимпийского храма были сложены из известкового туфа и покрыты штукатуркою, под мрамор. Кровля была сделана из пентелийского мрамора; из него же были изваяны и украшения внутри храма. В ширину храм имел 95 футов, в длину 200, в высоту 86 с четвертью. По описанию Павзания и по скудным остаткам здания, мы видим, что стиль его был средний между строгим древнедорийским стилем эгинского храма Афины и стилем Парфенона, в котором старая дорийская строгость смягчена ионийским влиянием.
Павзаний говорит, что Олимпийский храм построен периптерически, то есть, имеет колоннады со всех сторон, что на боковых сторонах его находится по 13 колонн, на передней и задней по 6. Кровля образовала, как обыкновенно у греческих храмов, фронтоны; они были украшены рельефными изображениями. По сторонам переднего фронтона стояли позолоченные вазы, а над ним, на переднем краю кровли, позолоченная статуя крылатой богини Победы; под статуей был повешен золотой щит с головой Медузы; это был символ, отвращавший бедствия; он был приношением лакедемонян. По архитраву Олимпийского храма были прикреплены в симметрическом порядке блестящие щиты, пожертвованные Муммием из добычи, взятой им в Коринфе; число этих щитов было 21. Рельефы переднего фронтона были изваяны Пеонием, учеником Фидия; они изображали Зевса и сцену приготовлений Пелопса и Эномая к состязанию в беге колесниц. Рельеф заднего фронтона, изображавший битву с кентаврами, был изваян Алкаменом, тоже учеником Фидия. Храм в древней Олимпии внутри был, как и другие греческие храмы, разделен на три части: передний зал, средний зал, наполненный драгоценными приношениями, и святейшую часть храма, в которой находилась статуя Зевса.
Статуя Зевса в Олимпии
Колоссальная статуя Зевса работы Фидия была знаменитейшим украшением храма древней Олимпии его. Фидий представил Зевса сидящим на великолепном престоле; волосы Зевса были изображены развевающимися; он был одет в золотую мантию, падавшую до подножия. «Самый лучший вид на статую был от бронзового обвода, сделанного кругом отверстия в полу над той расщелиной, которую Зевс пробил в скале ударом молнии. Середина кровли храма была сделана так, что могла раскрываться; и когда она была открыта, свет падал прямо на статую Зевса, позади которой был повешен великолепный ковер ассирийской шерстяной пурпуры, падавшей массивными складками. Блеск статуи усиливался тем, что пол у пьедестала её был настлан из черных камней». (Курциус). У ног статуи стояли кресла элланодиков, – судей, раздававших от имени Зевса венки победителям на олимпийских играх. Венки возлагались на победителей в храме, перед статуей Зевса. Среди храма, на золотом столе, лежали свежие оливковые ветви.
Статуя Зевса в Олимпии работы Фидия. Предполагаемый вид
Другие храмы Олимпии
В священной роще древней Олимпии были и другие святилища: храм Геры; храм, посвященный элидской героине Гипподамии, и называвшийся храмом Пелопса (Pelopion); большой жертвенник Зевса, сделанный из пепла животных, принесенных в жертву; была очень старая деревянная колонна, считавшаяся памятником царя Эномая.
Древняя Олимпия. Реконструкция
К священной роще примыкали места олипийских игр: стадий, ипподром (бывший ареной состязаний в борьбе и в беге колесниц), театр, олимпийский гимнасий, в которой должны были заниматься гимнастикою атлеты, готовившиеся к состязаниям в играх. Эти места, обведенные изящными стенами, украшенные статуями богов и героев, шли полукругом около рощи. За этим полукругом был второй полукруг, в котором, располагались под открытым небом или в палатках зрители, собравшиеся на праздник; тут они пировали; тут вели и торговые дела, потому что Олимпия становилась на время игр общим рынком всей Древней Греции. Для знатных людей были построены дома, вроде гостиниц: для художников и ремесленников, занятых работами в Олимпии, тоже были построены жилища. В доме Фидия был зал, где стоял большой жертвенник; он и его помощники каждое утро сходились в этот зал молиться и принести жертву Зевсу.
Раскопки древней Олимпии
До XIX века были известны лишь очень немногие остатки этого великолепия; по нескольким обломкам стен и колонн было видно, где находилась древняя Олимпия: ими и ограничивалось все, что было открыто в этой местности. Одинокий путник, желавший изучить Олимпию, находил там, где она была, только лес и лужайку, на которой паслись стада. Лишь в XIX веке были сделаны раскопки, которыми была подробно исследована местность, игравшая такую важную роль в жизни греческого народа. В 1829 году раскопками французских ученых были открыты остатки фундамента храма Зевса и найдены обломки нескольких метоп, украшенных рельефами. В конце XIX века германское правительство решило снарядить экспедицию для полного, систематического исследования Альтиды; главным двигателем этого дела был знаменитый историк Эрнст Курциус. С греческим правительством был заключен (4 октября 1875) договор, но которому все вещи, которые будут найдены экспедицией во время раскопок, должны были остаться собственностью Греции. Немецкая империя имела право делать снимки с них и обнародовать рисунки. Германский сейм вотировал суммы на производство раскопок.
Руины храма Филипейон в древней Олимпии
Труды и раскопки немецкой экспедиции в Олимпию разъяснили топографические сведения об Альтиде, о её храмах, о других олимпийских сооружениях, открыли множество драгоценных произведений скульптуры и очень важных надписей. Найденные тут изваяния фронтонов храма Зевса, колоссальная статуя Победы, изваянная Пеонием, и группа работы Праксителя «Гермес с младенцем-Дионисом» – первоклассные произведения лучшей эпохи греческой пластики. Эрнст Курциус, характеризуя значение открытий, сделанных на раскопках в древней Олимпии, говорит: «Открытия, сделанные в Олимпии, доставили пластические и письменные памятники, обнимающие собою более тысячи лет греческой истории. Они принадлежат одному святилищу, но происходят из разных стран Греции; некоторые из них знакомят нас с местными делами греческих городов и сельских общин, другие – с международными отношениями древнего мира; они сообщают нам сведения о множестве лиц и бросают новый свет на многие политические и религиозные учреждения».
Комментарии
Отправить комментарий